Президент США Джо Байден и лидер Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин встретятся на саммите G20 ("Большая двадцатка") на Бали (Индонезия) на будущей неделе. Это подтвердили и в КНР, и в США. Среди прочего они обсудят войну России против Украины, сообщил советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан. Какие ожидания от этой встречи? Можно ли рассчитывать, что Китай, пусть не явно, но надавит на РФ в ракурсе необходимости завершения войны против Украины? Портал "Комментарии" с этими вопросами обратился к экспертам.
Байден и Си Цзиньпин. Фото: из открытых источников
Китай достаточно ясно заявил о своем видении двухполярного сосуществования с США на протяжении столетия
Ассоциированный аналитик Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива, эксперт по Восточной Азии Алексей Живора поясняет:
"Формально XX-й съезд Коммунистической партии Китая (КПК) закрепил за Си Цзиньпинем в третий раз не только должность Генерального секретаря, но и
значительно расширил его полномочия.
Коллективное и кое в чем предполагаемое принятие решений осталось в прошлом, а полнота власти перешла к одному лицу. Во время того же ХХ-го съезда Китай достаточно ясно заявил о своем видении двухполярного сосуществования с США на протяжении столетия. Соответственно, логично, что новоизбранный лидер второй экономики мира с расширенными полномочиями ищет встречи с президентом США, чтобы очертить детали. Как раз эти новоартикулированные стремления лидера КНР и станут основным предметом разговора".
Что касается потенциального давления со стороны Пекина на Москву для завершения войны, то эксперт призывает помнить, что первый очень редко признаёт свои ошибки.
"Так было с реакцией элит на Культурную революцию и на большинство других достаточно контроверсионных решений и событий. Китай предпочитает интеграцию опыта, но отнюдь не критику лидеров, тем более тех, кто только получил расширенные полномочия, – отмечает Алексей Живора. – Более вероятно, что Пекин и так непублично давит на Кремль, потому что события в Европе сильно бьют по торговым отношениям многих стран с Китаем. Не для того КПК ежегодно вкладывала сумасшедшие средства в поддержку мягкой силы Китая, чтобы потерять всё благодаря ненадежному партнеру".
Поэтому, продолжает эксперт, возможно, действительно часть разговора коснется роли КНР в российско-украинской войне, но вряд ли это повлияет на методы действия.
"Также не стоит ожидать изменения в официальной риторике Китая — тамошняя пропаганда, в отличие от Москвы, избегает менять акценты еженедельно, а предпочитает долговременные нарративы", – заключает Алексей Живора.
Украина и Тайвань – просто маркер
Политический консультант Александр Вербицкий подчеркивает, что всех подробностей разговора Байдена с Си мы точно не узнаем. Высокая политика предполагает много недоговорок, поясняет он.
"Прежде всего, разговор будет не о том, что происходит в Украине, а о том, какие линии и рамки взаимоотношений между Вашингтоном и Пекином вырисовываются в обозримом будущем. Конечно, не обойдут вопрос Тайваня, который, впрочем, не более чем маркер. Но речь точно не пойдет о нём как о разменной монете. Сегодня США, наконец, поняли, что КНР – реальный соперник в макроэкономической деятельности. И уже предусмотрено около 600 млрд на противостояние проекты "Один пояс — один путь", который сегодня охватил 67% населения планеты. Нужно чем-то отвечать", – поясняет Александр Вербицкий.
Украина в данном случае – тоже маркер, считает он. Маркер поддержки мировым сообществом политики демократического Запада — против политики авторитаризма (причем, авторитаризма как такового, а не конкретно, допустим, российского).
"Ранее российский авторитаризм считался на Западе управляемой демократией. Приблизительно так же Запад относится и к Китаю. Однако те полномочия, которые сейчас получил Си Цзиньпин, сегодня равны тем, что имел в свое время Мао Цзэдун. А это полномочия единоличного правителя. Даже при наличии целой правящей партии. Аналогичная ситуация в РФ, в ряде других государств, – отмечает Александр Вербицкий. – Но это не говорит о том, что две ведущие державы – США и КНР – будут искать точки соприкосновения, по, скажем так, украинской линии".
Нашей стране США будут помогать, а Китай – предостерегать от поддержки россиянам, прогнозирует эксперт. Но, акцентирует он, КНР невозможно заставить что-то сделать. Официальный Пекин всегда проводил собственную политику, подчеркивает Александр Вербицкий. Что демонстрирует и сейчас – как на уровне заявлений, так и на уровне действий.
"Поэтому не стоит ждать после встречи американского и китайского лидеров каких-то резких сдвигов во взаимоотношениях Китая и России – в пользу Украины (что Пекин, к примеру, надавит на Москву). У россиян и без китайцев есть поставщики оружия и боеприпасов – Иран, Северная Корея, Беларусь. Оружия ей хватает. И КНР тут ни при чем, – поясняет Александр Вербицкий. – Но если лидеры США и КНР договорятся о новых линиях (раздела) и рамках (экономических взаимоотношений), то вполне возможно, что КНР станет проявлять больше интереса к политике РФ. Но это не говорит о том, что Пекин сможет как-то остановить российскую агрессию против Украины".
Читайте также на портале "Комментарии" — без переговоров Украины и РФ окончания войны не будет – при каких обстоятельствах это произойдет.
Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.