Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что отправка танков в Украину – рискованна и, по сути, полезна разве что для торговцев оружием. Он также уверяет, что Анкара делала и продолжит интенсивные усилия, чтобы подтолкнуть Украину и Россию к переговорам. О чем говорят такие заявления? Может ли что-то подтолкнуть Анкару к более жесткой позиции касательно Москвы? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: из открытых источников
Турция точно не собирается давить на Украину и заставлять нас отказаться от части своих территорий
Старший аналитик Центра исследований современной Турции, эксперт-международник Евгения Габер подчеркивает важность обращать внимание на столько на риторику Турции, сколько на конкретные действия.
"Все заявления Эрдогана, его советника, пресс-секретаря, о том, что поставки танков в Украину проблему не решат, что поставки любых видов вооружения Украине лишь затягивают конфликт, что это играет на руку торговцам оружием и так далее – надо воспринимать сквозь призму того, что делает сама Турция. А она поставляет нам беспилотники "Байрактар", причем делает это компания, имеющая прямые (в том числе – родственные) связи с семьей турецкого президента. Она поставляет нам бронеавтомобили Kirpi. Она, официально не подтверждая, очевидно, поставляет нам другие виды вооружения. Вероятно, даже системы залпового огня, судя по информации в прессе. И при этом рассказывает, что поставки оружия только затягивают конфликт", – отмечает Евгения Габер.
По ее мнению, всё это говорит о следующем.
1. Турции важно держать Россию на коротком поводке. И делать вид, что всячески поддерживает РФ. Используя ту в собственных интересах. В том числе получая дешевые энергоносители, деньги, имея прочие экономические профиты.
2. В этом году в Турции выборы. И властям важно поддерживать националистические настроения в обществе, постоянно критикуя США, ЕС.
"Турция точно не собирается давить на Украину и заставлять нас отказаться от части своих территорий. Официальная Анкара постоянно подчеркивает, что конфликт в Украине должен быть разрешен справедливым путем. А это подразумевает сохранение территориальной целостности в международно признанных границах. Так что, несмотря на неуместную для нас порой риторику, Турция не намерена заставлять Украину отказаться от того же Крыма в пользу России, – уверяет Евгения Габер. – С турецкими партнерами нам надо продолжать работать, обращая внимание, что некоторые их заявления явно не помогают нам бороться за суверенитет. Но при этом и не преувеличивать роль некоторых неприятных для нас заявлений из уст турецкого руководства".
Официальная Анкара будет делать то, что выгодно ей
Глава Центра исследования социальных перспектив Донбасса, экс-член украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе Сергей Гармаш рассуждает так:
"На мой взгляд, когда человек говорит о возможности переговоров с Москвой в нынешних условиях, он либо лукавит, либо не является другом Украины. Учитывая, что РФ озвучивает предусловием переговоров принятие ситуации, как они говорят, "де-факто" (то есть, признание нами оккупации своих территорий, аннексии их Россией), такие переговоры не могут быть продуктивными для Украины. Это фактически признание российской оккупации, аннексии наших территорий. Нам такие переговоры не нужны", – уверен эксперт.
Потому, продолжает он, Эрдоган либо лукавит, пытаясь быть хорошим для Путина и России, потому что ему это экономически выгодно. Либо он действительно не понимает сути происходящего в Украине – и не может считаться другом нашей страны.
"На мой взгляд, позиция Турции – это позиция ситуативного союзника, причем, в тех вопросах, где ей самой это выгодно. Все действия Эрдогана отвечают именно такой позиции, – считает Сергей Гармаш. – Давайте учитывать еще и то, что Эрдоган – авторитарный лидер, давно правящий в Турции. И поддержка авторитаризма в РФ для него – естественна, природна. Потому не думаю, что Турции займет какую-то решительную позицию в отношении РФ. Скорее официальная Анкара будет делать то, что выгодно ей. И занимать ту позицию, которая принесет Турции наибольшие экономические и политические дивиденды. Даже если это будет вредить Украине".
Если к власти придет оппозиция, Турция станет чуть более жесткой по отношению к РФ, начнет больше сближаться с Западом
По мнению эксперта по международной политике Украинского института будущего Илии Кусы, Турция в своей публичной риторике и дипломатии действует в привычном для себя стиле.
"Более жесткой позиции касательно РФ у нее точно не будет по той простой причине, что Турция выступает в качестве посредника между Москвой и Киевом. А посредничество предполагает, что его нельзя подрывать какими-то резкими заявлениями в адрес одной или другой стороны, – поясняет эксперт. – Поэтому Анкара будет играть на балансе, на псевдонейтралитете. Помогая где-то Украине, где-то – РФ. С точки зрения турецкого руководства именно посредничество позволяет максимально отстаивать свои интересы, получая бонусы от этой войны – как они их видят".
Илия Куса не думает, что в ближайшее время Турция изменит свою позицию. По крайней мере, до выборов (президентских и парламентских), которые там пройдут 14 мая, на месяц раньше запланированного срока.
"Если к власти придет оппозиция, наверное, Турция станет чуть более жесткой по отношению к РФ, начнет больше сближаться с Западом, что подорвет посреднические усилия. Если же Эрдоган останется при власти, он будет вести плюс-минус ту же политику, что и сейчас", – прогнозирует эксперт.
Читайте также на портале "Комментарии" — стать членом ЕС через 2 года: удастся ли это Украине – от чего зависит такая перспектива.
Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.