Спикер Палаты представителей Конгресса США – республиканец Майк Джонсон представил три отдельных законопроекта о предоставлении помощи Украине, Израилю и союзникам в Индо-Тихоокеанском регионе. И президент Джо Байден выразил готовность подписать их в случае одобрения нижней и верхней палатами парламента. Как оцениваете новые предложения и перспективы их принятия? О чем говорят в целом последние действия как республиканцев, так и демократов в ракурсе поддержки союзников и партнеров? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Майк Джонсон. Фото: из открытых источников
В новом предложении по помощи Украине есть некоторые отличия
Политолог, политический консультант Владимир Фесенко отмечает, что законопроекты спикера нижней палаты Конгресса США Майка Джонсона о международной поддержке, в том числе и для Украины, это ожидаемые инициативы.
"Они были
анонсированы.
Со стороны большей части республиканского большинства в нижней палате Конгресса США это компромиссное решение, – подчеркивает эксперт. – С одной стороны, это ответ республиканцев Белому Дому и Сенату. Формальная альтернатива сенатскому законопроекту, который поддерживался президентом Байденом. Вместо общего пакета международной помощи, как предлагали сенаторы, конгрессмены-республиканцы предложили четыре отдельных законопроекта, в частности, как они предлагали и раньше, отдельно о помощи Украине и Израилю. Но, по сути, и содержанию – это почти то же самое, что предлагалось и в сенатском законопроекте. Это также компромисс для самих республиканцев, часть которых выступала за усиление поддержки Украины, а некоторые – против любой поддержки нашей стране".Однако, продолжает политолог, Майк Джонсон согласовал вопрос о поддержке Украины с Дональдом Трампом. И поскольку после атаки Ирана на Израиль возникла срочная необходимость проголосовать поддержку Израилю, одновременно надо проголосовать и поддержку Украине.
"По процедуре – для того, чтобы все эти законопроекты были утверждены, необходима поддержка 2/3 членов нижней палаты Конгресса США. То есть, в том числе, и конгрессменов от Демократической партии. Поэтому пакетный подход сохраняется, но в той форме, которая отвечает интересам республиканцев", – поясняет Владимир Фесенко.
Он обращает внимание, что общая сумма поддержки Украины остается примерно той же, что в сенатском законопроекте – 61 млрд долларов. Но есть и некоторые отличия. В частности, финансовая поддержка Украине будет оказываться на условиях кредита (это позиция Трампа), половину которого, правда, через некоторое время можно будет списать решением президента США.
"Кроме того, конгрессмены рекомендуют руководителю своего государства предоставить Украине дальнобойные ракеты ATACMS. Но окончательное решение, опять-таки, будет за президентом США. Это наводит на мысли, что текст данного законопроекта хотя бы частично был согласован с Белым Домом. А это дает основания предполагать, что помощь Украине, как и другие представленные законопроекты, будут утверждены и в Палате представителей Конгресса, и в Сенате", – считает эксперт.
Ожидается, продолжает он, что данные законопроекты будут голосоваться в субботу – 20 апреля.
"Впервые за последние полгода появился реальный шанс наконец-то утвердить помощь Украине. Однако остаются и некоторые риски, – предупреждает Владимир Фесенко. – Будет ли две трети голосов конгрессменов за эти законопроекты? Не случится ли сбоев с голосованием за отдельные законопроекты? Например, проголосуют за помощь Израилю, а помощь Украине голосов не хватит, или наоборот… Еще одна проблема – со следующей недели Сенат не будет работать в пленарном режиме до начала мая. Следовательно, велика вероятность, что он утвердит эти законопроекты только в мае. Но еще есть надежда, что необходимость срочной военной поддержки как Израилю, так и Украине, способствует тому, что сенаторы все-таки проголосуют эти законопроекты еще в апреле".
Если всё будет нормально, и законопроект о помощи Украине будет проголосован и подписан президентом США, то это будет означать, что принцип двухпартийной поддержки Украины по-прежнему работает в Штатах, хотя и не без проблем, резюмирует эксперт.
Помощь Украине не входит в интересы Трампа
Глава Центра исследования социальных перспектив Донбасса, экс-член украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе Сергей Гармаш поделился таким мнением:
"Я не верю в то, что республиканцы вдруг одумались – и решили помочь Украине. Да еще и с бонусами типа зафиксированного в законопроекте требования к президенту США предоставить нам ракеты ATACMS. Не уверен, что после того, как разделят помощь Украине, Израилю и Тайваню на разные законодательные акты, поддержка нашей страны в итоге пройдет".
По мнению эксперта, пока выглядит так, что спикер Джонсон, который полгода блокировал принятие соответствующего решения, делает красивое лицо – не более. Чтоб потом сказать – я сделал всё, что помог, но депутаты не поддержали...
"Очевидно, что помощь Украине не входит в интересы
Трампа,
соответственно — республиканцев, которые хотят вернуться к власти, что могут получить лишь при ставке на Трампа как кандидата в президенты, – поясняет Сергей Гармаш. – А Трамп хочет решить "украинскую проблему" (как он это видит) лично. Для чего ему нужно затянуть выделение нам помощи. И то, что Джонсон так резко передумал, встав на сторону Украины. больше напоминает игру. Очень бы хотелось, чтоб я ошибался. Но пока не похоже, что интересы Трампа изменились или что Джонсон вышел из-под его контроля".Эксперт считает, что многое зависит от возможности влияния Белого Дома на конкретных конгрессменов-республиканцев, чтобы они проголосовали законопроект о поддержке Украины.
"Каковы эти возможности — мы не знаем. Будем надеяться, что они есть, что США действительно заинтересованы в выделении помощи Украине, в том, чтоб мы не проиграли", – отмечает Сергей Гармаш.
Читайте также на портале "Комментарии" — в чем цинизм США по отношению к Украине: можем ли еще рассчитывать на помощь от Вашингтона.
Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.