Война в Украине и на Ближнем Востоке: в чем интерес КНР – каких шагов ожидать от Пекина

Формально Китай себя как сторона конфликта или сторона, поддерживающая ту или иную стороны конфликта никак не проявил

Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель заявил, что до полномасштабного вторжения России в Украину у ЕС было совсем другое отношение к Китаю. Теперь же доверие подорвано из-за позиции Пекина по этой войне, где он явно подыгрывает РФ. Более того, по версии Bloomberg от вновь вспыхнувшей палестино-израильской войны больше всего выигрывают именно Россия с Китаем. Стоит ли ожидать в обозримом будущем перемен в поведении Пекина? Куда может завести Китай его игра? Портал "Комментарии" с этими вопросами обратился к экспертам.

Предъявить Китаю нечего

Политолог, директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала рассуждает следующим образом:

"Я не думаю, что тут речь о какой-то китайской игре. Скорее – Пекин методично продавливает свои национальные интересы. В том числе инициативу "Один пояс – один путь", суть которой в соединении Азии с Африкой и Европой через сухопутные и морские маршруты ради углубления региональной интеграции, развития торговли и стимулирования экономического роста. Другие страны пытались развить альтернативный проект через Индию, Саудовскую Аравию и так далее. Потому, в принципе, война на Близком Востоке сейчас выгодна Китаю. И он, действительно, является интересантом. Но прямых доказательств этому нет".

Ситуация неоднозначна, считает эксперт. Напоминая, что у ряда стран ЕС, той же Франции, есть серьезные связи с Китаем, инвестиционные программы. И потому даже европейские страны в отношениях с КНР будут исходить из своих национальных интересов.

"Учитывая то, что официально Китай не поддерживает ни агрессию РФ против Украины, ни ХАМАС против Израиля, нет аргументов для сворачивания с ним отношений. Так что заявления Борреля, сделанные им, кстати, в Китае, ничем серьезным Пекину в ракурсе экономических отношений с Европой не угрожают", – считает эксперт.

При этом сам факт такого заявления – позитивен, отмечает Виталий Бала. По его мнению, оно, как минимум, дает украинской власти повод ссылаться на него, ведя переговоры об усилении помощи нам от стран ЕС.

"Но, – подчеркивает эксперт, – формально Китай себя как сторона конфликта или сторона, поддерживающая ту или иную стороны конфликта (что в российско-украинской войне, что в израильско-палестинской), никак не проявил. И предъявить ему тут нечего. В то же время, руководство КНР никогда не скрывало, что хочет быть оппонентом США, всему Западному миру, выстраивая некую свою структуру, коалицию (об этом – расширение БРИКС и так далее). По сути – двухполярный мир, где по одну сторону – США с союзниками, по другую – Китай с союзниками. Что-то у него получается, что-то – нет, особенно учитывая внутренние экономические проблемы. Возможно, поэтому Боррель сделал такое заявление, намекая на возможные проблемы в торговых отношениях ЕС и Китай, что для последнего крайне нежелательно".

Китай готовится к глобальным процессам

Политтехнолог Юрий Подорожний считает странным молчание Китая, которое мы наблюдаем с начала осени. Особенно после его предыдущей чрезмерной дипломатической активности.

"Напомню, что этот год начался с того, что при посредничестве КНР ранее конфликтующие Саудовская Аравия и Иран сумели найти общий язык. Тем же США этого не удалось. Потом была активизация Китая в ракурсе российско-украинской войны: его февральские мирные инициативы, весеннее назначение спецпредставителя правительства КНР Ли Хуэя по данной проблематике. Сейчас Китай, по сути, презентует себя как второй центр в биполярном мире. Война, которую начала против Украины Россия, должна была, по мнению Кремля, вернуть РФ в международные отношения как некого третьего мощного глобального игрока. Этого не случилось. В данный момент выглядит так, что после фактического провала в Украине, всё та же РФ решила поджечь Ближний Восток. Чтобы, опять же, утвердить себя как некая могучая сила мирового масштаба", – размышляет эксперт.

А Китай, продолжает он, остается тем самым ружьем в театре всех событий (в том числе на Ближнем Востоке), которое в любой момент может выстрелить. Это лишь кажется, что КНР наблюдает за всем со стороны. Но это слишком мощное ружье, чтобы не выстрелить во время разворачивающегося в последнее время представления в стиле глобальной хаотизации, акцентирует Юрий Подорожний.

Он не исключает, что визит, который вскоре Путин должен совершить в Китай, будет – о согласовании позиций Москвы и Пекина в ракурсе нового витка противостояния с Западным миром.

"Возможно, нынешняя как бы "спячка" Китай на глобальной арене является лишь подготовкой к неким глобальным процессам. Не исключено, серии новых войн, которые в итоге приведут к Третьей мировой. И пока сложно сказать, российско-украинскую войну или палестино-израильскую историки назовут со временем ее началом", – отмечает эксперт.

По его словам, Китай ищет место в новом, поствоенном мире. Но сперва, акцентирует Юрий Подорожний, надо вообще пережить войну. К которой готовится не только КНР, но и США. Причем, Штаты готовятся к войне и с Китаем, и с Россией.

"Предполагаю, до конца года мы услышим претензии КНР на одно из лидирующих мест в мире. Но по вторичным признакам можно прогнозировать расширение конфликта, глобальную войну, где вокруг себя будут объединять страны КНР и США, – говорит эксперт. – Вокруг Штатов сейчас около 50 государств, как показывает тот же формат "Рамштайн". Еще 10-20 стран пока не определились, более склоняясь к США. Ну, а КНР, в том числе руками РФ, создает определенный полюс вокруг себя".

Китай не будет явно становиться на стороны РФ и Ирана

Экс-дипломат, политический эксперт, зам.командира роты добровольческого формирования Бориспольской местной территориальной громады №1 Вадим Трюхан не думает, что Китай в обозримом будущем сменит свою позицию. Он, по мнению эксперта, продолжит балансировать между Западом и РФ.

"Война на Ближнем Востоке, действительно, выгодна Китаю. Ведь в террористической атаки ХАМАС на Израиль явно прослеживается российский и иранский след. Есть подтверждения, что Тегеран и Москва предоставляли хамасовцам финансы, вооружение, инструкторов. А Китай теперь может, следуя восточной мудрости сидеть на берегу – и ожидать, когда мимо проплывут трупы врагов. В современной интерпретации – ожидать дальнейшего ослабления Запада, Ирана и РФ", – поясняет Вадим Трюхан.

Он уверен, что Китай не будет явно становиться на стороны РФ и Ирана. Но обязательно воспользуется создавшейся ситуацией. В частности, продолжит закупать максимально дешево российские и иранские энергоносители, другие ресурсы. Внедряться в те или иные отрасли промышленности. Становясь, по сути, безальтернативным партнером-оппонентом для США.

"Мечта КНР о биполярном мире обретает всё более явные очертания", – констатирует эксперт.

Читайте также на портале "Комментарии" - мы идем: Израиль сделал последнее предупреждение для жителей Газы.