Иранская массированная ракетно-дроновая атака на Израиль в ночь на 14 апреля была выполнена абсолютно в том же стиле, в каком Россия атакует Украину. Вот только защита у Израиля, в том числе благодаря помощи союзнической авиации, была куда мощнее. При этом РФ откровенно радуется обострению на Ближнем Востоке, считая, что оно отвлечет внимание от войны в Украине. Но в США, похоже, напротив, сдвинется, наконец, с мертвой точки вопрос выделения внешней помощи (как Израилю, так и Украине). Какие главные выводы из ближневосточной эскалации можно сделать на данный момент? Какие есть варианты развития событий во всё более явном многоуровневом противостоянии демократических и авторитарных миров? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Обострение на Ближнем Востоке. Фото: из открытых источников
США отсидеться в стороне не получится
Политтехнолог, соучредитель Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий считает, что иранскую атаку нельзя назвать беспрецедентной с точки зрения количества задействованных ракет и беспилотников (хоть некоторые медиа так делают). Были атаки и помощнее, в том числе по Украине, напоминает он.
"Но беспрецедентность тут в том, что впервые удары по Израилю наносились с территории Ирана. Ранее тот предпочитал это делать руками своих прокси – с Ливана (Хезболла), с Сирии и так далее", – поясняет эксперт.
По его мнению, нанося удары со своей территории, Иран демонстрирует, что он не боится ответных действий. При том, что и его ответный удар (за то, что в начале апреля израильтяне накрыли иранское посольство в Сирии, уничтожив там видного генерала) был абсолютно прогнозируемым, к нему отлично подготовились и Израиль, и его партнеры.
"Следует отметить, что Израиль показал новый уровень коммуникации. Когда государства, через воздушное пространство которых летели иранские ракеты и дроны (та же Иордания) сбивали их. Фактически, каждая из сторон показала свою силу. Теперь ход за
Израилем",
– считает Алексей Голобуцкий.Он обращает внимание, что американцы делают всё, чтоб этого хода не было. Для Байдена, поясняет эксперт, еще одно серьезное региональное противостояние в год выборов крайне нежелательно. Это и вероятность жертв среди военных США (Израиль – это всё же стратегический партнер вне НАТО), и гипотетический рост цен на нефть.
"Но тут уже включается личностный фактор. Если при любом другом израильском премьере можно было с огромной уверенностью сказать, что он прислушается к Вашингтону и не развяжет открытую войну с Ираном, то при Нетаньяху такой уверенности нет. У него серьезные проблемы, рейтинг доверия низкий. Мало того, что пропустил кошмарную атакую ХАМАСа в прошлом году, так еще и до сих пор не разгромил этот анклав. Чего уже и не дадут делать. И ради своего политического выживания он может решиться на войну с Ираном. Ведь в таком случае многие претензии к нему просто отойдут на второй план. Теоретически", – уточняет Алексей Голобуцкий.
Ну, а США при таком раскладе, исходя из партнерских обязательств, придется вступать в этот бой на стороне Израиля. Отсидеться в стороне не получится.
"А Байдену, для которого эти выборы, как и для Трампа, кстати, венец политической карьеры, такой расклад не нужен, – акцентирует эксперт. – Думаю, в ближайшее время мы поймем, куда качнется ситуация на Ближнем Востоке. Обострение где, понятно, отвлекает внимание США от Украины, которая и так в последнее время обделена этим вниманием. С другой стороны, нынешняя эскалация между Ираном и Израилем может сыграть для нас в позитив. Ведь все более-менее вменяемые политики понимают, что рост агрессии со стороны авторитарных режимов является следствием политики США (и Запада в целом) последних десятилетий по умиротворению агрессоров, а не наказанию их. Это тянется даже не с 2014-го, когда РФ аннексировала Крым и начала гибридную войну на Донбассе, а с 2008-го, когда та же Россия напала на Грузию. Не получив достойного ответа на свои злодеяния, она пошла дальше – и случилось полномасштабное вторжение в Украину в феврале 2022-го. За которое, опять же, Россию не свернули в бараний рог. Хоть могли бы. Как следствие – все потенциальные агрессоры стали смелее. Замороженные конфликты размораживаются. А США, не реагирующие достаточно жестко, всё чаще выглядят колоссом на глиняных ногах".
Алексей Голобуцкий надеется, что ситуация подтолкнет Штаты к скорейшему выделению помощи и Израилю, и Украине, и Тайваню. Но тут, отмечает он, опять же, нюансы. Пойдет ли это пакетом, либо начнут разделять. Попытаются ли республиканцы "вшить" в какой-то новый пакет политические требования касательно ужесточения при голосовании мигрантов, да и в целом мигрантского законодательства. Ответы на эти вопросы мы получим очень скоро.
Коалиция победы над авторитариями может быть переведена в более широкий формат
Политолог Владимир Цыбулько рассуждает так:
"Атака Ирана против
Израиля затронула эмоционально американский политикум, и фактически сделала затягивание с оказанием помощи Израилю и Украине опасным для главных кандидатов в президентской гонке. Трамп в этом играл ведущую роль, затягивание помощи держало его в медийном поле, но Байден этим пользовался".Теперь же, продолжает эксперт, когда есть ощущение, что отказ от дальнейшей эскалации со стороны Нетаньяху является попыткой последнего не делать однозначной ставки на Трампа, а среди конгрессменов уменьшился круг тех, кто хотел бы разорвать пакет помощи (отдельно на Израиль, отдельно на Украину), есть возможность перевести работу по созданию коалиции победы над авторитариями в более широкий формат.
"Это может быть два союза – партнерство Израиля на Ближнем Востоке, и партнерство Украины в Европе. Цели и противники у обоих союзничеств вполне совпадают. Консолидированная защита Израиля дает надежду на такую же решительность европейских стран по коллективной защите Украины", – считает Владимир Цыбулько.
Центры силы в регионе смещаются
Народный депутат Украины IХ созыва, глава подкомитета Верховной Рады по вопросам энергетической безопасности Виктория Гриб акцентирует, что массированная комбинированная воздушная атака со стороны Ирана, состоявшая из более трех сотен дронов и ракет, не добилась практически ничего. Ведь 99% целей были уничтожены, большинство из них даже не вошли в воздушное пространство Израиля. Это стало возможным благодаря консолидации усилий Израиля и их союзников – США, Великобритании, Иордании.
"Хорошая новость – современные комбинированные силы ПВО способны уничтожать большое количество целей даже выпущенных одновременно, в том числе баллистических. Плохая новость в том, что это вообще пришлось делать. Еще никогда Иран не решался на прямую атаку территории Израиля, еще и такую массированную. Он всегда воевал руками своих прокси-групп, в частности "Хезболла" в Ливане. Да, повод немалый – убийство высокопоставленных иранских генералов в сирийском Дамаске. Но и до этого обострений и откровенно враждебных действий между странами хватало. Однако ответ никогда не был таким масштабным. Исходя из этого тезиса, можно сделать два основных предположения о том, как будут развиваться события дальше", – считает Виктория Гриб.
Первое условно можно назвать "сценарием деэскалации". В частности, его придерживается США, главный союзник и военный поставщик Израиля.
"По сообщениям СМИ, американский президент Джо Байден настаивает на том, что "инцидент" следует считать исчерпанным, и Израилю не следует наносить новые удары. По всей вероятности, такой сценарий может быть выгодным и для самого Ирана, ведь то, что они сделали – это, в общем, только демонстрация возможностей. Что-то вроде того, как десятки стволов китайской артиллерии периодически "утюжят" море вблизи Тайваня. Хотя, конечно, "демонстрация" Ирана была куда опаснее, но и силы, которые ей противостояли, тоже были немалые, они не могли этого не понимать", – поясняет нардеп.
То есть, продолжает она, Иран вполне мог не рассчитывать на какой-то реальный эффект атаки – она была ценна сама по себе, и, что важно, разовая. После удара Тегеран уже выпустил официальное заявление, где отметил, что не планируют совершать новые удары, если Израиль не "сделает глупость".
Но всё еще остается место и для второго сценария – закручивания петли насилия, предупреждает Виктория Гриб.
"Израиль может решить не прислушаться к советам США – и нанести ответный удар непосредственно по территории Ирана. В частности, по ядерным объектам, вызывающим особую обеспокоенность израильтян. Ведь эти мощности могут быть использованы для создания Ираном ядерного оружия, чего израильтяне стремятся избежать всеми возможными способами. Уже неоднократно они совершали там диверсии, теперь же обстрел можно использовать как повод для полноценного ответного удара", – не исключает эксперт.
По ее мнению, если это будет сделано – Иран ответит новой атакой, на которую, в свою очередь, опять ответит Израиль – и так далее…
"Петля насилия закрутится, что может привести к ограниченной войне в регионе, – прогнозирует Виктория Гриб. – Ограниченной, потому что у Ирана и Израиля нет общей границы, и сухопутные силы сторон имеют немного шансов встретиться на поле боя. А вот вести воздушную войну – вполне. Также эскалация может затронуть и Ливан, где Израиль может атаковать иранскую прокси-группу "Хезболла". Некоторые предпосылки для этого уже есть, ведь Израиль вывел большинство своих сил из сектора Газа".
Как бы то ни было, констатирует эксперт, сам факт атаки показывает, что центры силы в регионе смещаются. Агрессивная политика Ирана вышла на новый уровень, и к каким бы последствиям это ни привело, позитива в этом нет ни одного, уверена Виктория Гриб.
Читайте также на портале "Комментарии" - изменится ли поддержка Украины после атаки Ирана на Израиль: какие шаги предпринимает РФ.
Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.